Материал к викторине Основную сложность представляет материал по Вагнеру. Здесь подробно расписано строение эпизодов, учитывая все встречающиеся лейтмотивы. На зачете главное будет указать, откуда именно звучащий фрагмент. По возможности – указать лейтмотив (в основном это касается эпизодов из «Кольца нибелунга»). Там где есть ГТ, ПТ и т.д. – определять их (опять-таки, по возможности указывая л/м). Из «Кольца» обязательно знать лейтмотивы кольца, Валгаллы, меча, Зигфрида. Р. Вагнер Увертюра к опере «Летучий голландец» (сонатная форма): ГТ – л/м Голландца ПТ – л/м Сенты (01.37) – в опере звучит в балладе Сенты во II действии Эпизод в разработке - (05.38) – хор матросов из III действия ПТ в коде в D-dur’e (08.48 и далее) Увертюра к опере «Тангейзер» (сложная трехчастная форма, в которой средняя часть – в сонатной форме с зеркальной репризой). NB: в сценическом варианте увертюра «перетекает» в действие, поэтому в парижской редакции 1861 года реприза «отсекается». Но в концертной практике принято исполнять полный вариант Первая часть: Основная тема 1 части: тема хора пилигримов из III действия 2-я тема – тема раскаяния Тангейзера (01.00) Преобразованная тема пилигримов (02.10) Средняя часть: ГТ – тема Венеры (04.41) ПТ – тема гимна Тангейзера в честь Венеры (06.05) Эпизод в разработке (07.31) – тема ариозо Венеры из I действия «Лоэнгрин»: Вступление – написано в оригинальной форме, которую можно определить как «темброво-фактурно-динамические вариации – с чертами полифонической формы» (Г. Крауклис) Основная тема (скрипки div.) - л/м Лоэнгрина Первая вариация (02.34) Вторая вариация (04.30) Третья вариация (06.16) Сон Эльзы из I действия – впервые используется форма рассказа, а не ария: Основная тема «Богу я раз молилась, плача одна в тиши…» Л/м Лоэнгрина (02.06) Л/м Лоэнгрина-рыцаря (02.49) – в оркестре Вступление ко II действию: л/м мести (с самого начала, потом еще раз 02.05) л/м Ортруды (00.50, потом еще раз 01.43, 02.48 и т.д.) л/м запрета (01.13) – впервые прозвучал в I действии, когда Лоэнгрин запретил Эльзе спрашивать, кто он и откуда (Ты все сомненья бросишь, ты никогда не спросишь…) л/м Лоэнгрина (03.40) «Тристан и Изольда»: Вступление: 1-я тема – мотив томления 2-я тема (01.50) 3-я тема (06.00) II действие: сцена Тристана и Изольды Первый раздел – встреча Второй раздел – гимн ночи (основная тема – 01.10) Третий раздел – гимн смерти, Liebestod (Liebe – любовь, Tod – смерть): «Так примем Смерть мы, Смерть одну…». Л/м смерти III действие: смерть Изольды – на л/м смерти (Liebestod) «Кольцо нибелунга» Вступление к «Золоту Рейна» - на л/м Рейна Шествие богов в Валгаллу из «Золота Рейна»: л/м Доннера (00.31), бога грома и бури л/м радуги (01.58), которую после бури Доннер протягивает к Валгалле л/м Валгаллы (02.48, 05.48) л/м кольца (04.18) л/м меча (04.57) – надежда на подвиг героя Сцена заклинания огня из «Валькирии» л/м копья Вотана (00.10) – ударяет им о землю, чтобы призвать Логе, бога огня л/м огня (01.20) л/м сна Брунгильды (02.18) л/м Зигфрида (02.29 в партии Вотана, потом в оркестре, у меди) л/м судьбы (04.27) Траурный марш из «Гибели богов» - написан в сонатной форме, только в репризе в ГП и ПП – другие лейтмотивы Вступление – л/м смерти (пока только ритм у литавр) и л/м страданий вельзунгов (00.22) Экспозиция: ГП–л/м смерти (01.25) – пронизывает весь марш, затем л/м рода вельзунгов (01.45 – у меди) ПП – л/м сострадания Зиглинды (02.50), из которого вырастает л/м любви Зигмунда и Зиглинды (03.04) Разработка: В основном на л/м смерти (03.25) л/м меча (03.50) л/м смерти в мажоре (04.08) Реприза: ГП – л/м Зигфрида (04.23), л/м рога Зигфрида (05.19) ПП – л/м любви Зигфрида и Брунгильды (06.08) Б. Сметана Симфоническая поэма «Влтава» из цикла «Моя Родина»: Основная тема – тема Влтавы (00.58) Эпизод охоты (02.44) Эпизод свадьбы (03.40) Хороводы русалок (05.15) Пороги Святого Иоанна (08.17) Тема Вышеграда (10.05) А. Дворжак Симфония №9 «Из Нового света»: Первая часть: Вступление ГТ (01.50) = л/м ПТ (02.58) ЗТ (04.00) Вторая часть: Основная тема (00.40) Первая тема средней части (04.55) Третья часть: 1-я тема 2-я тема (01.40) Тема Трио (03.15) Четвертая часть: ГТ СТ (01.14) ПТ (01.50) ЗТ (02.45) Кода: ГТ в мажоре, контрапунктом – ГТ I части (10.00) Я. Сибелиус Грустный вальс (музыка к драме А. Ярнефельта «Смерть») Туонельский лебедь (3 легенда из сюиты «Лемминкяйнен») К. Нильсен Симфония №5. Цикл из двух больших частей; первая часть состоит из двух разделов: Первый раздел (трек 1): Основная тема Тема эпизода из разработки (04.05) Второй раздел (трек 2): Основная тема Р. Леонкавалло «Паяцы» Интродукция: Основная тема Тема отчаяния Канио (00.53) – на теме «Смейся, Паяц» из ариозо в финале I действия Тема любви (01.15) Тема ревности (01.52) Пролог (2. Si puo Si puo): «Пленяя нас игрой, пройдут по сцене старые маски» (00.30) «Печальной вереницей передо мной прошли судьбы актеров» (02.05) «Затем, чтобы вы познали глубины сметенной души человека» (02.45) – на теме любви Баллада Недды из I действия (9. Stridon Lasso) Ариозо Сильвио из дуэтной сцены с Неддой: «Вспомни тот сад, где встретил тебя я» (12. E allor perche) Речитатив и ария Канио из финала I действия (14. Recitar!): Основная тема арии «Ты наряжайся и лицо мажь мукою» (01.00) На кульминации – тема отчаяния Канио (02.08) Серенада Арлекина (в комедии роль Беппо) «О, Коломбина, ждет печальный Арлекин совсем один!» (18. O Colombina)